Социально-психологическая служба

  ПРАВОНАРУШЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК НАСТРОИТЬ ПОДРОСТКА НА ЭКЗАМЕН"



 ________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

ГОД ПЕРЕД ШКОЛОЙ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА

     Безусловно, мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положи­тельные эмоции, — цель сегодняшнего разговора.

    Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой родителей. Извест­но, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отри­цательно отражается на школьной готовности ребенка. Результаты предложенного теста дадут Вам ответ на вопрос, готовы ли вы отдать ребенка в школу.

    Предлагается следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте рядом 1 балл».

  • Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
  • Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаше будет болеть?
  • Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
  • Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?
  • Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточ­но самостоятельными?
  • Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?
  • Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?
  • Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учи­тельницы Вашего ребенка?
  • Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?
  • По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
  • Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
  • Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
  • Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет не­послушным?
  • Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?
  • Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ре­бенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не ме­шайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился — обратитесь к психологу.

5—10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне есте­ственно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Воз­можно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уве­ренность. Хороший совет для Вас — не быть беспечным и невнима­тельным.

     Итак, школьная готовность включает в себя следующие компоненты: 

 

Проведите наблюдение за двигательной активностью ребенка в домашних условиях. (приложение 1).

  • Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Описки, пропуск букв, различная высота букв - результат недостаточ­ного развития «ловких мышц». Хорошо развивают ручную умелость рисование карандашом (а не фломастером!), кистью и красками, а также лепка, оригами, игры с мелкими предметами (бусинки, пугови­цы, крупа, спички, мозаика), игры с пипеткой, бельевыми прищепка­ми, различные пальчиковые игры. Существует тесная связь между ко­ординацией движений и речью.

    Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов.

Психологическая:

  • Мотивационная
  • Интеллектуальная
  • Коммуникативная
  • Эмоционально-волевая

Мотивационная готовность

    «Желание пойти в школу» и «желание учиться» — это одно и то же или разные понятия?

    Если ребенок говорит: «У меня будет новенький ранец...», «В школе Боря, он мой друг...», «В школе есть звонки...», то его привлекают внешние аксессуары. Одна­ко основной деятельностью, влияющей на развитие школьника, явля­ется учение, поэтому главное, что у ребенка должно быть сформирова­но, - желание учиться.

    Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как сами они стали учениками. Откуда же ребенок до поступления в школу узнает, что школьником быть хорошо? Как создать у ребенка по­ложительную установку на учебу в школе?

    Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе.

    Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к обучению.

    Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Число таких детей неве­лико. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе - результат ошибок в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень вредно. («Как ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!») Если у ребенка не сформировано положительное отношение к школе, к учите­лю, то впоследствии и родителям, и учителям придется затратить мно­го сил и терпения, чтобы исправить положение.

    Мотивационная готовность включает в себя такое психологичес­кое качество, как самооценка. Ребенок к концу подготовительной группы должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи. Дети с завышенной самооценкой не склонны считать себя виноватыми в собственных неудачах. В качестве примера можно привести следующую ситуацию:

    «Света учится в первом классе. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Света — собой.

    Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дает задания труднее, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше».

    Если ребенок не готов к принятию самостоятельной позиции школьника, ему трудно будет учиться в школе, даже при наличии вы­сокого уровня интеллектуального развития.

Интеллектуальную готовность

    Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.

Задайте эти вопросы своим детям, смогут ли они на них ответить?

  • Как называется страна, в которой ты живешь?
  • Какой город называется столицей России?
  • В каком городе ты живешь?
  • Как зовут твою маму?
  • Кем работает папа?
  • Кем приходится дедушка твоей маме?
  • Когда ты родился? Когда у тебя день рождения?
  • Какое сейчас время года?
  • Какие летние месяцы ты знаешь?
  • Какие цветы ты посадил бы в своем саду?
  • Какие деревья ты знаешь?
  • Жираф — это дикое или экзотическое животное?
  • Кабан — это дикое или домашнее животное?
  • Какие фрукты ты любишь?
  • Что выращивают на огороде?
  • Ягоды могут расти в лесу?

— Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Но в каждом классе есть дети интеллектуально пассивные. Им требу­ется развивать любознательность. Для этого поиграйте с ними в игры: «Бывает - не бывает», «Каждой вещи свое место».

    Экспериментирование, наблюде­ние, коллекционирование – деятельность, которой ребенок охотно занимается и которая дает очень много для подготовки к школе.

    В свое время известный детский писатель С.Я. Маршак написал замечательные слова о воспитании любознательности у ребенка:

Он взрослых изводил вопросом
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?»

    Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истол­ковать замеченное явление.

    Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. При низком уровне воображения, например, возникают трудности в освоении навыков письма. Слуховое восприятие тесно свя­зано с развитием речи и т.д. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться. Но помните, как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата.

Эмоционально-волевая готовность

    Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформиро­ванные свойства личности (сочувствие, сопереживание). Волевая го­товность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школь­ный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое уси­лие, умение управлять своим поведением.

  • Откажется ли ребенок от игры ради выполнения поручения взрослого (дежурство по столовой, помощь маме)?
  • Сможет ли побороть страх и войти в кабинет зубного врача, в темную комнату?
  • Заплачет ли при ушибе, не сумев преодолеть боль?

Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины.

    Организованность, аккуратность, послушание зависит от восприимчивости ребенка к требованиям, от характера взаимоот­ношений ребенка и взрослого.

    Родители, к сожалению, от­дают предпочтение знаниям и умениям, полученным в дошкольный период, нежели сформированности социальной позиции школьника и его эмоциональному отношению к предстоящему процессу обуче­ния. Мало кто акцентирует свое внимание на том, позитивную или не­гативную информацию о школе доносят до ребенка, есть ли опасения и страхи, связанные с предстоящими изменениями в жизни будущего школьника, если есть, то откуда они взялись, как сгладить «болезнен­ные» переживания.

    Задумайтесь, пожалуйста, над этими вопросами, уважаемые родители! И сделайте правильные выводы о том, как же подготовить ребенка к обучению в школе.

Готовим руку к письму

Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Важнее не учить ребенка писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.

 Как развивать мелкую моторику

Ø  Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.

Ø  Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Ø  Нанизывать бусины и пуговицы. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.

Ø  Застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки.

Ø  Завязывать и развязывать ленты, шнурки.

Ø  Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.

Ø  Резать ножницами.

Ø  Играть в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ø  Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать и т.д.

Ø  Перебирать крупу (насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать).

Ø  Делать пальчиковую гимнастику.

Ø  Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом;

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

 При обучении письму важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.

 Как правильно держать пишущий предмет

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.

Как распознать неправильный навык

О неправильном навыке письма говорят следующие детали:

ü  Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.

ü  Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.

ü  Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.

ü  Кисть жестко фиксирована.

ü  Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.

 Как исправить

§   На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

§   Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.

§   Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

 Успехов ВАМ, уважаемые родители,

в ответственном деле — подготовке ребенка к школе!

СОВЕТЫ: 

 1. Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, четкую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых - чтобы развивать активную речь будущего первоклассника. Необходимо добиваться полных ответов на Ваши вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребенок более четко и подробно Вам что-либо объяснил. Понимание с полуслова или даже с жеста не очень полезно для развития речи ребенка.

 2. Обращайте внимание ребенка на огромное многообразие окружающих его предметов и явлений, таким образом, пополняя словарный запас ребенка. Увиденное на картинке ребенок может с первого раза и не запомнить, а вот увиденное "вживую" - запомнит почти наверняка. При этом можно задавать ребенку вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "что делает?" и т.д. Можно играть в такую игру. Ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его описывать, при этом, не называя его. Вы должны отгадать, что это. В идеале ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу предметов относится.

     3. Составление коротких рассказов, по сюжетным картинкам. Основная задача состоит в том, чтобы ребенок научился правильно устанавливать последовательность картинок и составлять минимум по два предложения по каждой из них. Для этой цели подойдут любые наборы сюжетных картинок.

          4. Важной предпосылкой овладения письменной речью является хорошо развитый фонематический слух. Для того, чтобы успешно работать над ним, необходимо слуховое внимание, которое можно развивать, обращая внимание ребенка на звуки, окружающие его (шум дождя, рев мотора, шелест пакета и многие-многие другие). При этом обращайте внимание на то, откуда слышится звук (слева, справа, сверху, снизу, спереди, сзади). Советую поиграть в такую игру: возьмите колокольчик (погремушку), попросите ребенка закрыть глаза и звените колокольчиком с разных сторон, а ребенок должен называть, где звенит (справа, слева, спереди, сзади и т. д.), . И еще одна игра на развитие слухового внимания. Наполните спичечные коробки разными крупами (горохом, рисом, фасолью и т. д.). Послушайте вместе с ребенком, как гремят коробочки, какая крупа дает тот или иной звук, После этого можно попробовать угадать с закрытыми глазами

           5. Любые игры на развитие мелкой моторики.

Во сколько лет можно привести ребенка в школу?

    Если на 1 сентября текущего года вашему ребенку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше- семь. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кроме того, в шесть с половиной- семь лет у детей складывается понятийный аппарат, необходимый для заучивания и понимания правил.

На что следует обратить внимание  при подготовке ребенка к школе ?

     Прежде всего, на умение будущего школьника общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придется не просто учиться в коллективе, но и взаимодействовать с ним. Ребенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство ответственности перед обществом- семьей, классом. Встречаются семьи, где ребенку многое позволено. Он исподволь руководит родственниками, которые потакают ему во всем, считая исключительным созданием природы. Учителю будет очень трудно найти общий язык с такими родителями - они сначала не понимают сложности ситуации, а затем долго не признают своих ошибок. Кроме того, будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: Умываться, переодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.

Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу? 

    Не обязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. В результате такого обучения у детей складываются представления о речи, звуках и буквах.
Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.
Хорошо, если до школы и в 1 классе вы будете читать вместе с ребенком старые добрые сказки, которые помогут вам воспитать отзывчивого, чуткого, скромного человека. 

 Что должен знать ребенок при записи в первый класс?

    В соответствии с программой старшей  группы детского сада ваш ребенок при записи в 1 класс должен
- Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
-Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов. 
-Уметь сравнивать группы предметов – больше, меньше или равно.
-Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
-Уметь находить в группе предметов лишний – например, из группы «Одежда» убрать цветок.
- Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: О профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления: право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из – под чего – либо.
- Уметь культурно общаться с другими детьми.    

 -Слушать старших и выполнять их распоряжения.

 

Нарисуйте лестницу на десять ступенек. Расскажите малышам, что на самой нижней ступеньке живут самые плохие мальчики и девочки, на второй — чуть' лучше и т.д. А на самой высокой находятся са­мые хорошие (добрые, умные) дети. Предложите каждому нарисовать себя на той ступеньке, которой он (по собственному мнению) соответствует,

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Уважаемые родители!

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми.

        Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию.

В нем заложен инстинкт познания и исследования мира.

Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

 Чтобы Ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

Ø Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

Ø Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

Ø Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед.

Ø Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

Ø В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.

Ø Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбрать игровую форму занятий.

Ø Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи.

Ø Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

 А самое главное,

постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд,

радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения.

Помните, что у Вас появилась прекрасная возможность

подружиться с ребенком!

 Практический психолог – Зинченко Ирина Алексеевна

 __________________________________________________________________________

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 Искусство поощрять и наказывать

 Российский психолог Владимир Леви сформулировал семь правил:

 1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полез­ным, не так ли?

 2.  Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, до­верчивы и нерешительны. Никакой «профи­лактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

 3.  За один раз - одно. Даже если проступ­ков совершено сразу необозримое множе­ство, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души! Наказание - не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

 4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иногда, чересчур последовательные родители ругают и на­казывают детей за проступки, обнару­женные спустя ме­сяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забы­вая, что даже в суро­вых взрослых зако­нах принимается во внимание срок дав­ности правонаруше­ния. Риск внушить ребенку мысль о возможной безна­казанности не так страшен, как риск задержки душевно­го развития.

 5. Наказан - про­щен. Инцидент ис­черпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О ста­рых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

 6.  Наказание – без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприни­маться ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребе­нок считает, что вы несправедливы, наказа­ние подействует только в обратную сторону!

 7.      Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гне­ва вашего, а вашего огорчения...

При дефиците любви становится наказа­нием сама жизнь, и тогда наказания ищут как  последний шанс на любовь.

    Наиболее действенным педагогическим инструментом для достижения хорошей дисциплины, является похвала, ласковое слово.

«Как хвалить ребенка»

1. Будьте умеренны, хваля ребенка. Если ребенка хвалят слишком мало, у него может сложиться заниженная самооценка. С другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода "зависимость" от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке развития у ребенка собственного внутреннего умения оценивать себя. Разумная похвала идет рука об руку с разумными ожиданиями, которые большинство детей оправдывают.
2. Хвалите за что-то конкретное, а не «вообще». (Например, «Мне нравится, как аккуратно ты положила носочки в шкаф», а не просто «Хорошая девочка!»)

 3. Хвалите усилия, а не то, как получилось. Дети, которых хвалят за конкретное усилие сделать что-то, скорее всего, повторят его. "Спасибо, что ты так постарался соскрести краску со стола". Факт, что краска не счищена полностью, не упоминается. Заметьте, что, если в вышеприведенную фразу вы добавили бы "но...", весь ее позитивный эффект был бы утрачен: "Спасибо, что ты соскребла краску со стола, но в углах осталось немного". Однако вы можете после похвалы ребенка за его усилия сделать паузу, а потом добавить: "А в углах так трудно отскребать давай попробуем вместе».


4. Избегайте использовать в похвалах слова в превосходной степени, как, например: «лучший», «самый умный», «самый симпатичный». Хотя эти слова и позитивные, если их повторять часто, они начинают восприниматься ребенком как некоторое давление с вашей стороны, поскольку он пытается жить, соответствуя вашим чрезмерным ожиданиям его «совершенства». Некоторым родителям кажется, что такие слова способствуют выработке у ребенка высокой самооценки, на самом же деле, часто получается наоборот. Ребенок, которому постоянно говорят, что он самый хороший, часто считает, что от него постоянно ожидают, что он таким - самым хорошим - и будет… А это, согласитесь, непосильная ноша!

 5. Хвалите словами, которые ваш ребенок понимает: "забавный", "музыкальный", "помощник", "добрый", "правдивый". Например: "Мне нравится, что ты честный и признался, как была разбита кружка". Таким образом, Вы учите ребенка тому, «что такое хорошо» и «что такое плохо», не давя на него и не критикуя.

 

Когда родители ссорятся...

Чем дети младше, тем более неуверенными и беззащитными чувствуют они себя, когда попадают в «эпицентр» ссоры.

Ссор не всегда можно избежать,

но всегда можно стараться следовать этим правилам:

• Дети - не судьи! И поэтому нельзя задавать им такие провокационные вопросы, типа «А как ты считаешь, это хорошо, что папа всегда так поздно приходит домой?», вынуждая тем самым ребенка вставать на сторону одного из родителей.

• Дети не всегда виноваты! Но даже когда ссора не имеет к ним ни малейшего отношения, они все равно чувствуют себя виновными - так зачем же еще более увеличивать это чувство? Обвинения, типа «Это из-за тебя мы теперь ругаемся!», должны быть исключены. И даже если причиной ссоры стали различные мнения в вопросах воспитания детей, то обязанностью родителей является решение этих проблем между собой без привлечения ребенка.

• Дети - очень преданные существа! Так что обвинения в сторону оппонента должны расходоваться очень экономно, потому что ребенок любит обоих родителей.

• Дети - не стратеги! Они не могут принимать решения под прессингом, и ничего не приводит их в панику больше, чем угроза развода, применяемая одним из родителей.

• Дети - не ясновидящие! Они очень пугаются, когда один из родителей в злости выбегает из дома, так как не могут понять, вернется ли папа или мама. И когда?

Что делать родителю, если дочь/сын вмешались в ссору:

• Быть внимательным: не надо просто отправлять его подальше. Проще честно сказать, что на данный момент мама или папа очень злые и раздражены, детали детям не особенно интересны.

• Оставляйте свободным путь к отступлению: ребенок должен иметь возможность сам решать - хочет он остаться или уйти. Не настаивайте, чтобы ребенок «отстал» - иногда хуже сидеть одному в комнате и слышать ссору за дверью, чем присутствовать при скандале.

• Оставайтесь лояльными: ребенок - не психолог! Его успокаивающие ласки могут быть бальзамом на душу одному из родителей, но создают также негативное отношение другого родителя к «утешаемому».

Лучшая ссора - это та, которая когда-нибудь заканчивается.

Если при этом все ее участники смогут сохранить свое лицо, то тогда ребенок на самом деле получит важный для своей будущей жизни урок, а именно, что надо искать компромиссы, а конфликты вполне можно свести на нет или же найти альтернативное решение спора.

 

Детские страхи

 Для здорового, нормально развивающегося ребенка испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира.

Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи:

·        2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.

·        В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).

·        От 3-х до 5-ти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта , одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

·        В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.

·        Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.

·        В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.

Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.

Однако, бывают «невротические» страхи. В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания. Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции, рисование страхов, сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье.

Как избежать возникновения и закрепления страхов?

·        Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.

·        Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).

·        Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)

·        Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)

·        Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.

·        Повышайте самооценку ребенка.

·        «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).

·        Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи?

·        Выясните причину страха.

·        Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.

·        Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.

·        Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).

·        Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).

·        Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.

·        Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.

·        Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.

·        Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).

·        Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок со злыми героями.

·        Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).

 

Учим ребенка общаться с незнакомцем


Наиболее типичные опасные ситуации и модели поведения в этих ситуациях:

 

1. Незнакомые люди спрашивают у ребенка, как найти дом/школу/магазин и т.д.

Ни в коем случае нельзя провожать их или садиться в машину. Самое большее, что допускается в данном случае, это указать правильное направление движения и на этом разговор прекратить.

С детьми помладше можно проиграть ситуацию, что волк (белка) просит зайчонка проводить его до озера

 

2.  Незнакомец просит помочь донести сумку, обещая заплатить/приглашает посмотреть котят/обещает угостить конфетами, соком, мороженым/предлагает игрушки и т.п.

Ни в коем случае нельзя куда-либо уходить с незнакомцем, принимать что-либо от него. На такое предложение ребенок должен ответить: «Мне мама запрещает уходить с незнакомыми людьми, и если вы не отстанете от меня, я буду кричать». Невежливо, зато эффективно. А о подобных предложениях нужно как можно скорее рассказать родителям.

 

3. Незнакомец зовет ребенка с собой, утверждая, что его прислали родители.

Единственно верное решение - четкий отказ. Объясните ребенку, что вы никогда не пришлете за ним незнакомого человека. В крайнем случае, вы попросите о такой услуге кого-то из друзей, хорошо известных ребенку. И при этом обязательно предупредите его, кто, когда и где его заберет. Фраза: «Я останусь здесь, мама скоро придет (найдет меня)».

 

4. Ребенка пытаются увести насильно.

Необходимо активно сопротивляться, громко кричать: «Я вас не знаю», «Позвоните моим родителям», «Меня увозят насильно», «Вы чужие», «Кто вы такие?». Пусть ребенок потренируется громко кричать в случае опасности: многие воспитанные дети просто не умеют кричать на улице в полный голос.

 

5. За ребенком идет незнакомец, навязчиво преследуя.

Несмотря на желание убежать и спрятаться, заходить в подъезд в подобном случае все же не стоит. Это может быть опасным, так как подъезд это замкнутое пространство, где ребенок, скорее всего, окажется с незнакомцем один на один. Нужно зайти в ближайший магазин, кинотеатр, салон, обратиться к администратору, объяснить ситуацию и попросить позвонить родителям.

 

6. Раздается телефонный звонок, когда ребенок дома один.

Разговаривая по телефону, ребенок никогда и никому не должен говорить, что он дома один. Если его пытаются втянуть в разговор, необходимо положить трубку и сообщить обязательно родителям. Если просят назвать имя, адрес – не называть, попросить перезвонить позже, назвав время прихода родителей.

 

7.  Постучали в дверь, когда ребенок дома один.

Надо обязательно спросить: «Кто там?». Посмотреть в глазок и решить: открывать дверь или нет. Во всех остальных случаях (если кто-то настойчиво стучит в дверь), нужно позвонить родителям и спросить, что делать. Пока ребенок не поговорит с родителями, открывать нельзя! Прийти может любой человек и сказать, что он сосед, знакомый, родственник, товарищ, почтальон, полицейский, врач, но если не было договорённости с родителями о том, что ребенок откроет дверь, то открывать дверь ему не следует.

 Примеры (для проигрывания и обсуждения)

·                    К тебе во дворе подходит твой ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пошли, посмотрим».

Твой ответ: «Мне нужно спросить разрешения родителей».

Он продолжает: «Я думал, что ты уже большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?».

Твой ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». Ты быстро отходишь на два метра и идешь домой, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. После твоего рассказа родители спустятся во двор и проверят информацию.

·                    Тебя на улице окликает взрослый и говорит: «Подойди сюда, я потерял контактную линзу и не могу ее найти».

Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ты быстро отходишь на два метра и уходишь в безопасное место, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. Сразу расскажи об этом родителям или другим знакомым взрослым.

·                    К тебе на улице подъезжает автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит тебя: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до магазина «Абрикос», а то я сильно опаздываю».

Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ты быстро отходишь от машины на 2 метра и уходишь в безопасное место в направлении, противоположном ходу машины, проверяя, не преследует ли тебя женщина. Сразу расскажи об этом родителям или другим знакомым взрослым.

·                    К тебе во время прогулки подходит добрая бабушка и говорит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру на третьем этаже. Ведь старушкам надо помогать!»
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь. Обратитесь к кому-нибудь из взрослых». Сразу расскажи об этом родителям или другим знакомым взрослым.

 

Что может говорить незнакомец?

Незнакомый мужчина:

Ø Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.

Ø Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.

Ø У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить конструктор. Поможешь мне выбрать в магазине.

Незнакомая женщина:

Ø Помоги мне в парке поискать мою маленькую внучку, она в кустах заблудилась.

Ø Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.

Молодая девушка 18-ти лет:

Ø Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у той скамейки.

Ø Мальчик, ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?

 

После проигрывания подобных ситуаций обязательно разберите ошибки. Необходимо периодически прорабатывать эти ситуации.

 

Во всех подобных случаях ребенок должен действовать по схеме «4 шага»:

Шаг 1. Оценка ситуации (Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.

Шаг 2. Отход на безопасное расстояние (2 метра).

Шаг 3. Прекращение разговора (на 5-10 сек.).

Шаг 4. Уход в безопасное место. Необходимо подойти к находящимся во дворе  мамам и папам других детей, либо в людное место, магазин и т.д.

 

Помните! Задача родителей – научить ребенка адекватно реагировать на окружающий мир и на незнакомых людей.

 

 Берегите своих детей и учите их беречь себя!

 

Рекомендации для родителей

 Совместный просмотр мультфильмов

Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие дети становятся его заложниками.

Мы предлагаем ряд рекомендаций для того, чтобы просмотр мультфильмов стал не только развлечением, но и эффективным способом развития вашего ребенка.

Первое необходимое условие – просмотр мультфильма должен быть совместным. Многим детям часто не хватает участия родителей в их личной жизни, а совместное получение впечатлений очень сплачивает семью. Кроме того, Вы будете знать, какими впечатлениями живет ваш ребенок. А он будет гордиться тем, что у него самые современные родители, ведь они  разбираются в героях и событиях любимых мультфильмов не хуже сверстников.

Выбор мультфильма должен осуществляться взрослым. Необходимо выбирать мультфильмы по возрасту ребенка, чтобы он понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями перипетии сюжета.

После просмотра мультфильма необходимо поговорить с ребенком об увиденном.

 Такая беседа может преследовать множество развивающих задач:

1. Развитие внимания, памяти. Поиграйте с ребенком в игру «Сыщики». Задавайте ему вопросы о последовательности сюжета, героях мультфильма, именах героев, их внешнем виде. А потом пусть ребенок придумывает вопросы для вас. С каждой такой игрой ребенок будет становиться наблюдательнее и внимательнее. Причем развитие внимания и памяти будет происходить в веселой игре с любимым взрослым, а не во время скучных учебных действий.

        2. Развитие мышления. Чаще задавайте ребенку вопросы «Почему?» и «Зачем?», чтобы понять, насколько он понял сюжет, логику событий, не ускользнуло ли от него что-то важное.        

         3. Развитие эмоций. Поговорите с ребенком о настроении и чувствах во время просмотра. Полезны вопросы: «Какой момент тебе понравился больше всего?», «Когда тебе было страшно?», «Какой эпизод тебе показался самым смешным?». И обязательно расскажите ребенку о своих чувствах от просмотра мультфильма. Поиграйте в игру «Зеркало» – по очереди изображайте то  выражение лица, которое было у героя, и попробуйте назвать словом то чувство, которое испытывает герой в этот момент.   

4. Развитие самосознания, самооценки. Вопросы типа: «А с тобой случалось что-то подобное?», «А ты вел когда-нибудь себя так же?» – являются обращением к внутреннему опыту ребенка, связывают мультфильм с его жизнью, помогают ребенку задуматься о себе и оценить себя со стороны.

        5. Развитие творчества. Попробуйте вместе придумать, чем может закончиться мультфильм, не зная этого заранее. Или пофантазировать, как бы развернулись события мультфильма с другим героем или в другом месте. Нарисуйте вместе с ребенком главного героя мультфильма или самый интересный эпизод. Слепите мультфильм из пластилина, разыграйте его сюжет по-своему. Таким образом, Вы сможете «приручить экран» телевизора, сделаете его своим помощником в развитии ребенка, создании с ним добрых доверительных отношений.

 И напоследок, еще несколько рекомендаций:

Ø Нельзя использовать телевизор в качестве звукового фона в детской комнате.

Ø Осторожно относитесь к избыточно динамичным мультфильмам, пресыщенным героями и событиями.

Ø Лучше не смотреть несколько мультфильмов подряд. Делайте перерыв на обсуждение. Ребенок учится с помощью взрослых адекватно оценивать ситуации, разбираться в тонкостях эмоций. При просмотре двух мультфильмов подряд впечатления могут перемешаться. А для ребенка важнее углубление в одной теме, чем скольжение сразу по нескольким.

Ø Необходимо быть осторожными с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Если ребенок увидел что-то подобное, их нужно расшифровать, объясняя намерения их создателей. Научите ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, и он не будет путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.

 Ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то потребность ребенка в просмотре мультфильмов очень быстро исчезает.